РАСТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ
В растительных формах - ветках, листьях, цветах, плодах и т. п. - принцип построения изображения сохраняется тот же самый что и у механических форм; остаются те же конструктивные оси формы, дающие понятие об основных направлениях частей предмета, в середине которых они нам мысленно представляются; остаются те же организаторы симметрии - оси симметрии и плоскости симметрии.
Метод изображения сложного объема идет по пути представления конструктивной оси, которая характеризует направление формы, с последующим наполнением ее массой.
Когда мы думаем о массе объема, то мысленно охватываем его кругом - другими словами, представляем себе его сечение.
Поэтому совершенно естественным приемом оказывается метод рисования осей и сечений — прием, с которым мы уже познакомились при рисовании цилиндра, когда мы рисовали ось цилиндра и два его основания - те же два сечения (рис. 1).
Ведь если мы нарисовали бы от цилиндра только его внешний контур (рис. 2) — цилиндра здесь бы не было, даже если бы в нем была нарисована ось
(рис. 3).Эти сечения могут быть нарисованы полностью (рис. 4), и форма, правда, будет ясна, но против натуры эти сечения окажутся излишним добавлением -вроде географической сетки на глобусе.
Прикрепленный файл pic1.gif ( 51,18 килобайт ) Кол-во скачиваний: 49
Стараясь сохранить представления сечения, мы должны добиться правильного расположения контуров и штриховки, причем, возможно, что где-то можно будет ограничиться и одними контурами, если это не будет вводить в заблуждение (рис.5).
Но рисование полных сечений, как метод временный и вспомогательный, если у рисующего еще не развилось ясное представление объема на рисунке, - очень хорош.
Разница и усложнение в рисовании растительных форм в том, что эти формы не имеют той строгой геометричности, какую мы наблюдаем обычно в произведениях человеческих рук, но, несмотря на это, все же в них всегда есть величайшая закономерность, экономичность и механический расчет.
В растительных формах мы встречаемся часто с мелкими формами, собранными в какие-нибудь группы, и в этом случае надо применять прием предварительной наметки всей группы, а затем уже разделения этой группы на составные части, раньше крупные, а в них уже вновь дробить на мелкие.
Действительно, если мы рисуем растущее дерево, то естественно нарисовать сперва всю крону как общую массу, затем в ней выделить группы листвы, организующиеся около больших ветвей, и только под конец работы можно подойти к вырисовыванию отдельных листьев, но никак не наоборот.
То же самое, когда мы рисуем цветок — надо нарисовать сразу весь венчик, а потом уже разбить на составляющие его лепестки.
Когда рисуем ветку, то надо, если и не рисовать ее осей, то, во всяком случае, представить себе их, как направление, а затем оценить массивность веток по каждому направлению (рис. 6).
Штриховка должна помочь выявлению формы поверхности веток, а также направления их, идет ли ветка в плоскости рисунка наклонно или перпендикулярно к ней.
При зрительном пересечении двух форм, у формы, лежащей ближе, лучше активнее выделять штриховой объем, нежели у формы пересекаемой.
Рисуя листья, нужно начинать с осей и с обобщенных контуров. Если это сложный лист (рис. 7, 8, 9) то вспомогательным контуром охватываем всю группу листьев, далее намечаем оси отдельных листьев и при этих осях опять обобщенные контуры каждого листа; только после этого можно рисовать зубчики края листа, весь внутренний рисунок нервов, возвышений, углублений и т. д. и, наконец, возможное выражение фактуры, то есть качества поверхности - матовая, блестящая, покрытая волосками, рубчатая и т. п.